Карточная игра «Ералаш»
Термины, употребляющиеся в игре Ералаш
Секанс — несколько карт, по порядку начиная с туза.
Синглетон — одна карта какой-нибудь масти.
Афрошировать — отыграть.
Навет — перекрестный огонь, когда бьют козырем с обеих сторон.
Делать импас — прорезать.
Инвит-приглашение — выход с маленькой карты самой сильной масти, чтобы вызвать на нес у партнера самую высшую карту.
Секст-мажор — шесть карт по порядку, от туза до десятки включительно.
Кварт-мажор — то же, от туза до валета включительно.
Терц-мажор — туз, король и дама.
Форсировать — вынуждать крыть козырем.
Иметь тенас — иметь первую и третью из старших карт и быть по порядку последним в игре.
Сделать сюркуп — перебить какую-нибудь карту.
Правила Ералаша
Открывая игру ералаш, лучше всего выходить с секансов, и притом со старшей карты. Когда же секанс состоит из четырех или пяти карт, то самое лучшее начинать с маленькой масти. При отсутствии секансов выходить в длинную масть, не меняя ее без особенной причины и приберегая старшую карту, чтобы иметь заручку, когда эта масть перервется. При изобилии козырей играть в ту масть, при которой имеется король, при малом же их количестве — приглашать в синглетон.
По возможности запоминать сносимые партнерами карты и сбрасывать самые маленькие.
Имея длинные козыри или какую-нибудь другую масть, нужно стараться дать это понять своему партнеру; этим ему дастся возможность удержать всю свою длинную масть вместо того, чтобы удерживать масть противников, в особенности это необходимо при перевесе козырей на стороне противников. Чтобы показать свою силу, находясь последним в игре, нужно брать леве старшею картою, а играть младшею.
При сильной масти необходимо козырять, чтобы воспрепятствовать противникам бить карту козырем. При слабой игре поступать в обратном смысле.
При длинной масти с сильными козырями нужно уклоняться крыть козырем по вызову с правой стороны противника, а следует сбрасывать только незначащие карты. Если вы заметите, что ваш товарищ силен в какой-нибудь масти н делает ренонс в другой, то, имея синглетон его масти, играть нужно его прежде, и тем заставить партнера бить козырем. Подобный ход игры может произвести навет или заставить противника взять тузом, если он его имеет, и афрошировать масть своего противника.
Своего партнера всегда следует вынуждать крыть козырем, когда он показывает слабую игру. Длинную масть противников необходимо останавливать старшим козырем, если бы даже он был у вас один. В противном случае противник успеет снести ненужные карты и станет после бить козырем ваши карты. Отвечать в масть своего противника нужно только тогда, когда он открывает слева игру маленькой бубновкой, а партнер ваш даст незначительную бубновку, противник же (справа) кладет восьмерку или девятку той же масти, а вы, имея десятку или валета, делаете леве.
Владея маленькими бубновками и зная, что противник (слева) ничего не нашел в этой масти у своего соседа, необходимо каждый раз, находясь в руке, отвечать противнику (слева) в бубны; тогда ваш партнер смело может делать импас в руку противника справа, зная, что у него слабая карта.
Если партнер ваш выходит с какой-нибудь масти и дает вам заручку, то, заручившись вы должны отвечать ему в эту масть. Если сильной масти вашего партнера у вас три карты, кладите на его вызов самую старшую, при четырех же картах лучше класть маленькую. Исключение из этого правила, которое мы сейчас сказали, допускается в том случае, если вы на руках имеете хороший секанс или длинные козыри, в этом случае лучше не отвечать после заручки в руку партнера, а отхаживать свои взятки.
Во второй руке, при выходе контрпартнера с тринадцатой карты не следует бить ее козырем, особенно если их много, и наоборот — бить, если их мало. Старшую карту масти партнера необходимо как можно скорее отхаживать, старшую же карту масти противников приберегать, насколько возможно, дальше.
При изобилии козырей на руках необходимо сначала откозырять. Если же козырей мало, но имеется сильная масть, то необходимо показать партнеру эту масть, а затем дать ему заручиться козырем, чтобы он мог отвечать в вашу масть. Если вы узнаете приблизительно силы противников относительно козырей, то нужно стараться ходить под козыря тому противнику, у которого их больше, и не давать укрываться козырями тому контрпартнеру, у которого их мало.
Если инвит сделан противником, то не особенно выгодно изять первый и второй козырем, имея в них туза с тремя маленькими, за исключением того случая, когда партнер бьет какую-нибудь масть.
Может случиться, что ход игры потребует козырять два раза, необходимо выходить с туза, невзирая на силу остальных козырей.
Нельзя форсировать партнера, кроме тех случаев, когда козырей много. Этого правила, впрочем, не всегда можно держаться, и в особенности в тех случаях, когда ваш партнер пригласил в синглетон; когда в козырях будет перевес у противников; когда представляется возможность сделать навет; когда партнер был форсирован, и не козырял, и когда можно форсировать, если играют леве.
Козырять можно тогда, когда у вас на руках шесть козырей и вы предполагаете у своего партнера какую-нибудь сильную масть, и в то время, когда мало козырей, но чувствуется сила в других мастях.
Игру хороших игроков с первого хода видно; гораздо труднее узнать игру плохих игроков. Когда противник отказывается бить и сносить какую-нибудь маленькую карту, то легко заключить, что у него много козырей и сильная масть при другой слабой. Когда же он сбрасывает фигуру (онер), то из этого понятно, что у него только две масти, из которых одна состоит из козырей. Тогда необходимо, при первой возможности, не козыряя, делать леве, избегать играть в его масть и форсировать.
Если противник побьет сильную карту, то неумелые игроки предполагают, что нужно козырять и, козырнувши, лишаются 5 — 6 леве. Тогда как они, форсировавши, могли бы этого избежать.
При изобилии козырей, тузе, короле и двух картах масти инвита своего противника можно играть двояким образом; в первый тур не брать леве или, взяв тузом, играть в ту же масть, чтобы принудить своего партнера бить козырем. При малом количестве козырей, взявши тузом, не продолжать этой масти. При взятии инвита своего партнера дамой играть следует другую какую-нибудь масть, потому что туз или король его инвита находится у него с левой руки, и если ответить в его масть, то это значит сыграть в руку своего противника.
Имея три карты, следует делать инвит только тогда когда на руках секанс или когда эта масть составляет самую сальную карту вашего партнера: в таком случае нужно играть самую старшую карту, будет ли это дама или король. Если ваш партнер козыряет, ему необходимо следует отвечать. Но нужно быть крайне осторожным, когда инвит сделан с какой-нибудь фоски.
Имея четыре козыря, не следует козырять до тех пор, пока своя сильная масть не будет оправдана. Имея же козырей терц-мажор с козырем и секанс от короля, при трех картах, козырнуть два раза, играть валета своей масти и продолжать до тех пор, покуда выпадет туз. Когда находится на руках старший козырь и у одного из противников три козыря и более, то нужно беречь свой козырь, чтобы задержать длинную масть своего противника.
Если же у противников по одному козырю, а у вашего-партнера ни одного, то необходимо козырять, чтобы выбрать козырей контрпартнеров.
Имея старшую карту масти своего противника с другими маленькими картами, при сильных козырях необходимо последними форсировать своего партнера ввиду того, что у него нет этой масти, стараясь удерживать старшую карту до конца игры.
Когда партнер играет туза и даму той масти, которой у вас есть король и две карты, то нужно брать даму королем, чтобы не задержать его длинную масть. Если же противник справа берет леве и отвечает в масть своего партнера, в то время когда у вас на руках старшая и младшая карты этой масти, то нужно класть младшую. Если же товарищ имеет третью из главных карт, то он сделает леве. При недостаточности же козырей так поступать с другими мастями никогда не следует.
Владея тузом, валетом и еще козырем, следует делать импас валету на приглашение своего товарища. При сильных козырях действовать так и во всякой другой масти. Когда товарищ играет десятку и когда у вас туз с валетом, то ее следует всегда пропускать.
Гораздо разумнее делать инвит в масть, в которой находится туз с девяткой, чем вести игру от туза с десяткой. Когда партнер сносит лучшую карту на вашу старшую, то он этим показывает, какая у него масть. Когда же он сносит вторую сильную (короля) карту, то это выражает, что у него этой масти больше не имеется.
Когда на руках много козырей, то не следует бить вторую сильную карту той масти, которую играет ваш партнер, а нужно сносить какую-нибудь маленькую карту, если не представляется случая сделать навет.
Если десять карт сыграны и остается одна не игранная масть и ваш партнер делает инвит, тогда вы, имея короля, десятку с одной картой и тесть леве, наверное сделаете седьмое леве. В то время, когда противник справа играет фигуру, ее необходимо брать; если же он идет с маленькой карты, то нужно класть десятку; при пяти леве непременно следует класть короля.
Некоторые из игроков, имея терц-мажор, начинают играть с короля и дамы. Этот способ игры неудобен в том отношении, что, когда играют только короля и даму, туз остается в резерве; всякий думает, что туз находится в руках его партнера и продолжает играть, а туз падает из рук противника и совершенно расстраивает план игроков.
С тузом, валетом и еще одной картой не берите короля, сыгранного вашим левым противником, ибо вы заставляете его переменить масть или уступить вам руку.
С тузом, дамой и другими кладите маленькую, а на валета, сыгранного вашим противником справа, кладите туза. Никогда хороший игрок, имея короля, валета и десятку, не начнет с валета, — следовательно, класть даму значило бы подводить себя.
При трех картах одной масти фигуру следует бить фигурой, До при четырех это недопустимо.
Если игра идет на седьмое леве, делайте инвит бланковыми картами (синглетонами), форсируйте партнера. Козырять следует осторожно. Если козырная масть разделилась приблизительно поровну между вами и партнером, то при отсутствии сильной масти следует сделать выход с небольшого козыря, чтобы заручить партнера и дать ему возможность отыграть свою сильную масть.
При инвите партнера в вашу масть следует бить, его карту младшей картой секанса, чтобы показать ему свою, силу. Карту же противнике следует бить всегда старшей картой секанса.
Крыть инвит противника нужно по следующим правилам: при короле и даме нужно бить одной из этих карт, при даме, валете сам третей сносить валета,, с двумя или более фосками сносить самую младшую.
Имея заручку в козырях, несколько отыгранных мастей и одну фоску, следует ходить с последней.
Если партнер не бьет отыгранную карту, необходимо заручиться и выкозыривать. На девятку и десятку партнера надо класть фигуру, если при фигуре одна маленькая, если же их несколько, то следует пропустить и брать тузом, если он есть.
Выходить с тринадцатой карты, пока еще не выкозырсны все козыри, нельзя.
Имея туза, короля и двух козырей, нужно козырять три раза тогда, кйгда ваш партнер с самого начала игры делает с козыря инвигп. Если же он играет девятку или другую какую карту, то се в первый раз нужно пропустить. Это дает возможность, после трех ударов козырей, бить в руке.
При тузе, даме и десятке инвита своего противника справа играть следует десятку.
В случае отказа левого противника бить отыгранную карту козырем, ввиду того чтобы не попасть под сюркуп вашего партнера, и если он сносит маленькую карту, то, имея старшую карту той масти, которую он сносит, нужно прежде открыть се, а потом уже продолжать первую масть, которую бьют.
Если выйдут все козыри, тогда, имея старшую карту масти своего противника, можно играть собственную масть.
Неопытные игроки всегда желают расстаться с большим козырем. Это серьезный недостаток. Если ваш противник играет сильную масть, нужно бить козырем сейчас же, чтобы не дать возможности его партнеру сбросить плохие карты. Не следует бить старшим козырем при маленьких картах, чтобы не попасть под сюркуп.
Опытный игрок, делая выход с козырей, идет с маленькой карты, а в других мастях начинает с короля.
Если остается три карты с маленьким козырем, то следует играть с последнего, чтобы уступить ход своему противнику.
В игре имеет большое значение импас. Чтобы сделаться хорошим игроком, его нужно понять. Поясним это примером: А имеет туза, даму и маленькую карту какой-нибудь масти, а Б имеет короля, валета и одну карту, и если А играет маленькую, то он остается тенас и делает два леве; играя же туза, он делает импас и делает одно леве. Но если Б должен делать инвит, то он не имеет тенас и, какую бы карту он ни играл, он может сделать одно только леве и больше ничего.
Поясним это другим примером.
А, первый в руке, остается с четырьмя картами, т. е. вторая и четвертая козырей, туз и маленькая масть, которую еще не играли; девять козырей сыграны. Б, его противник слева, имеет первую и третью карту козырей, короля и маленькую карту масти, которой А играет туза.
Какую карту должен играть Б?
Короля, для того чтобы иметь возможность выиграть три или два леве. Если же он удержит короля, то поставит себя и невозможность сделать три леве. Поместив перед собой карты, вы увидите, что если партнер Б имеет лучшую карту, чем партнер А, то он воспрепятствует А сделать того или другого козыря, чего он достиг бы, если бы Б удержал короля.
Почти всегда случается, что противник справа, взяв инвит своего партнера королем или тузом, сейчас же играет налета. Так как нет никакой вероятности в подобном случае в пользу дамы, то се и не следует тотчас же класть, а необходимо выждать другого случая, где она может принести играющему пользу.
Все почти игроки считают за непременное правило играть синглетоп не иначе, как имея необходимое количество козырей.
Если играющие в ералаш не понимают инвита, способа играть секансами и не следят внимательно за всеми падающими картами на стол, то им никогда не достигнуть хороших результатов такой игре, как ералаш.